Эти названия вошли в армейских обиход в Афганистане и используются до сих пор как армейский жаргон, как кодировки для количества боеприпасов, медикаментов, убитых, раненых, особого оружия.
Груз-100 обозначает боевые припасы, это может быть что угодно - от торпед, до гранат и дымовых шашек. Груз-200, самый известный и страшный код, обозначает убитых и умерших людей. Изначально применялся в авиации для обозначения характера грузоперевозки и является прародителем остальных кодов. Закреплен приказом №200 министра обороны СССР от 8 ноября 1984 года "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДСТВА ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВОИНСКИХ ПЕРЕВОЗОК В МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ И РАСЧЕТАМ ЗА НИХ" (ссылка на Консультат+). Цитата: "Для перевозки гроба с телом погибшего (умершего) военным транспортным самолетом (вертолетом) или самолетом (вертолетом) гражданской авиации в воинской части выдается талон багажный на 200 кг груза от аэродрома (аэропорта) отправления до аэродрома (аэропорта) назначения". На поезде кстати выдавался талон на 300 кг для гроба с телом погибшего.Приказ №200 сейчас неактуален в связи с выходом нового приказа в 2002 году.
Что ж, если с самым неприятным обозначением, породившим целый пласт более чем специфического армейского жаргона и фольклора («сотни сложить», «сдвухсотиться» и тому подобное), мы худо-бедно разобрались, то с остальными дело обстоит куда сложнее. Раненых товарищей в условиях боевых действий называют «трехсотыми». Отчего так? Имеются скудные обоснования опять-таки насчет каких-то «форм, заполняемых при перевозке в медучреждения», но документальных подтверждений им я не обнаружил. «Груз 300» — и все тут. «Грузом 100» обычно называют транспортируемые боеприпасы, причем самые разные, от патронов и гранат, до бомб и ракет.
Дальше – еще причудливее. Прочно прижились в определенных кругах словечки «груз 700» и «груз 800». Тут разночтений нет никаких: в первом случае имеются в виду перевозимые военными серьезные материальные ценности (крупные суммы денег, драгоценные металлы), а во втором – нечто, представляющее особую опасность для окружающих. Как правило, оружие массового поражения, объекты, грозящие химическим или биологическим заражением.
Сложнее всего с «серединой списка». Толкований термина «груз 500» мне доводилось слышать как минимум три. В одном случае он трактовался как перевозимые медикаменты. В другом так назывались попросту здоровые военнослужащие. Кое-кто берется утверждать, что этим наименованием пользуются, говоря о пленных, транспортируемых для допроса. Однако в других источниках захваченного неприятеля классифицируют как «груз 400», при этом противореча тем, кто таким образом именует своих бойцов, получивших контузию.
Толковать данные цифры, объяснять их и увязывать с какими-либо номерами приказов или иных документов, весовыми, а также прочими показателями никто даже и не пытается. Сложилось как сложилось. Для коротких и отрывистых переговоров, ведущихся в условиях боевых действиях крайне дозированным радиообменом, такие краткие и понятные только своим обозначения – самое оно. Раз-другой сказалось, прижилось, да так и пошло.
Пару раз приходилось мне слышать и о совершенно особом «грузе 150». В этих случаях поименованные так боевые товарищи были живы, не ранены и не контужены. Правда, к самостоятельному передвижению категорически неспособны. Конечно же, речь шла о бойцах, «принявших на грудь» сверх всякой меры и термин этот, безусловно, шуточный. Что тут скажешь? Уж если кому из нас и суждено когда-нибудь играть роль груза, то пусть его номером будет только 150!
Комментариев нет:
Отправить комментарий