вторник, 27 августа 2024 г.

На что Воры в законе тратят деньги из воровского общака. Кто обязан пополнять ворвскую кассу и что будет с тем, кто рискнет ее украсть


 Понятие «общак» зародилось очень давно. И это далеко не отечественное изобретение. Ещё в стародавние времена пираты и разбойники собирали всю добычу в один котёл, а затем распределяли поровну (либо в соответствии со статусом) между всеми членами шайки/банды. Часть же средств оставлялась на общие нужды. Так и формировались первые общаки. Кстати, описанные в приключенческих романах пиратские клады – это и есть те самые припрятанные общие накопления на «непредвиденные расходы» или на чёрный день.


Схожая система существовала у отечественных разбойников. Считается, что придерживались они данного правила не только на воле, но и в местах заключения. К примеру, многие источники утверждают, что общак зародился среди каторжников. В него попадали деньги, которые в процессе конвоирования к месту ссылки каторжанам подавали сердобольные граждане. По прибытии всё собранное якобы делилось поровну между всеми осуждёнными.
Однако историки данную теорию не подтверждают. Средства действительно собирались, причём не только с подаяний. Зачастую в общую копилку попадали и деньги самих осуждённых, если они у них с собой были. Однако распределялось собранное далеко не по справедливости, а только между «своими». Как правило, всё ценное силой забирали себе так называемые Иваны – профессиональные сидельцы.
Позднее, уже в 30-е годы XX века, в местах заключения «блатные» стали обкладывать остальных арестантов данью. В исторической литературе такие поборы часто называют «абиссинским налогом». Тогда же, в качестве альтернативы, политические заключённые и простые арестанты-работяги стали создавать свои собственные кассы взаимопомощи, т.н. «комбеды» (от КОМитет БЕДноты). Средства из них выдавались осуждённым, не имеющим денег и не получающим передач с воли.

Мифы же о справедливом распределении средств между всеми заключёнными и о благородстве «шпанского общества» стали распространяться в 50-е годы прошлого века, когда верхнюю ступень иерархии преступного мира заняли «воры в законе». Как раз в тот период началась общая романтизация уголовного образа жизни. Тогда же формулировались новые воровские законы, а заодно формировалась структура и принципы пополнения/расходования общака.


В итоге понятие разделилось на два вида: лагерный (он же, простой) и воровской (он же, свободный) общаки. Первый формируется преимущественно из средств заключенных, а второй – собирается на воле, путём отчислений от «дохода» преступных группировок и лиц, в них состоящих.
В лагерный общак можно отдавать не только деньги, но и одежду, продукты, чай, табак. Согласно «понятиям» – дело это добровольное. Также считается, что в общак нельзя забирать «последнее». Однако на практике данные правила не соблюдаются. Те заключённые, которые не захотели делиться, подвергаются жёстким мерам воздействия.
А вот воровской общак – это исключительно денежные сборы. По сути, это своеобразный подоходный налог преступного мира. О размере его ставок точной информации нет. Утверждают, что зависит процент отчислений от влиятельности группировки, а также от района, который она контролирует. Что касается взносов с отдельных членов группы, то они обычно представляют собой фиксированные суммы. В этом случае о добровольности речь тоже не идёт. Если кто-то не может внести оговоренную сумму, то его могут поставить «на счётчик», либо поручить опасное дело, после выполнения которого задолженность списывается.
На воле воровским общаком заведует непосредственно «вор в законе». В местах заключения эту функцию в отношении лагерного общака обычно выполняет «положенец» (правая рука вора в законе, на которого он возложил часть обязанностей), либо «смотрящий» (лицо, следящее за соблюдением воровских законов).


Решение о выделении денег из общака принято выносить сообща. Тратятся же общаки на разные нужды. Так средства из лагерного общака могут пойти на поддержку молодых заключённых, на помощь арестантам, которые не получают передач с воли, а также нарушителям распорядка, переведённым в карцер. Немаловажной статьёй расходов является покупка и организация «доставки» вещей и веществ, запрещённых тюремным распорядком. Некоторая часть средств может передаваться администрации исправительного учреждения в качестве взяток.
Воровской общак необходим для решения более глобальных задач. Часто его используют для легализации преступного бизнеса и финансирования крупных «проектов». Именно на общаковские деньги в 90-е годы XX века открывались многочисленные банки. Часть средств из воровского общака отправляются в места заключения для помощи находящимся там «пацанам». Иногда небольшие суммы выделяются на поддержку престарелых авторитетов, отошедших от дел, либо для помощи родственникам проявивших себя участников преступных сообществ. Расходуются общаковские деньги также на подкуп руководителей разных уровней и чинов в силовых ведомствах, а также для пропаганды в молодёжных кругах преимуществ уголовного образа жизни.
Держатель общака обязан владеть полной информацией обо всех поступлениях и расходах. Согласно воровскому закону он должен вести «список», куда вносится не только сколько и чего было внесено в общак, но также когда и кем это было сделано. Туда же подробно записываются и все расходные операции. Данная бухгалтерия периодически проверяется. Растрата же средств ведёт к жестокому наказанию. Раньше такого человека однозначно бы лишили жизни.


Однако в последнее время воровской закон стал снисходительней. Теперь растратчик обязан выплатить долг с большими процентами. И только если он не может это сделать, прибегают к крайним мерам. Если же в общак запустил руку «вор в законе», то его ещё и раскороновывают. Впрочем, происходит ли так на самом деле, сказать сложно. Информация по этому поводу крайне противоречива.

Комментариев нет:

Отправить комментарий