среда, 11 сентября 2024 г.

Куда пропали криминальные авторитеты 1990-х


 1990-е неспроста называют «лихими». С началом реставрации капитализма появились первые кооперативы. 


Часто новоявленные коммерсанты нанимали для себя «крышу» - бывших спортсменов, сотрудников силовых структур. Сами спортсмены и бывшие силовики нередко испытывали чёрную зависть по отношению к тем, кто стремительно богатеет, пока они и их собратья вынуждены получать копеечные «откаты» и жить от зарплаты до зарплаты. Постепенно они поняли, что на «крышевании» можно самим обогатиться, а если коммерсант упорствует – вынудить его платить дань. Так появилось распространённое в 90-е явление – рэкет. По сути оно является вымогательством, сопряжённом с рейдерством.


После распада СССР преступные группировки начали создавать параллельную власть. «Братки» не признавали никаких законов, ровно как и старых «понятий» - по этой причине «воров в законе» начали просто убивать. На карте появились многочисленные очаги криминальных войн – Тольятти, Казань, Набережные Челны, Кузбасс, Москва, Петербург, Рязань – в этих городах бандитские войны за теневой рынок обогащения носили особенно жёсткий характер.

Однако век авторитетов был недолог – очень многие сложили свои головы от пуль конкурентов. При этом сами главари ОПГ стремились обосноваться в коммерции и часто имели вполне легальные источники доходов. Некоторые стремились попасть во властные структуры.

Сергей Тимофеев (Сильвестр). Один из самых известных криминальных авторитетов Москвы

С одной стороны, бандитизм принято считать эксцессом, с другой – в России целое поколение выросло в период разгула насилия и бандитизма, когда быть бандитом считалось престижным. Отчасти это подкреплялось кино – фильмы о сладкой жизни боссов мафии и разного рода грабителей сильно били по неокрепшим умам подрастающего поколения.

В некоторых городах была настоящая угроза захвата власти криминальными кругами. На этом фоне ужесточилась борьба с организованной преступностью. Передовым принято считать опыт Татарстана, где милиции без раздумья дали команду «фас», подведя под это законодательную базу. С подачи главы региона Шаймиева, полномочия правоохранительных органов были существенно расширены, теперь возможно было задержать любого подозреваемого в бандитизме на гораздо больший срок, чем предписывалось законом – изначально позволялось задержать человека не более, чем на 48 часов, после чего нужно было ему либо предъявить обвинение, либо отпустить. В особых случаях позволялось продлить задержание до десяти суток.

Член ОПГ «Хади Такташ» на следственном эксперименте

Меры, принятые в Татарстане, быстро дали свои плоды. Многие группировки были разгромлены, однако говорить о полной ликвидации самых одиозных ОПГ пока не приходилось. Тем не менее опыт быстро распространился на другие регионы. Так, к концу 1990-х значительная часть группировок была ликвидирована.

Казалось бы, на место разгромленных группировок должны прийти новые, однако в 2000-х почти все одиозные фигуры 1990-х, что ранее были известны в криминальных кругах, пропали с радаров. Некоторые избежали участи главарей и активных участников бандгрупп, которые были либо убиты конкурентами, либо сели на скамью подсудимых, получив длительные сроки заключения вплоть до пожизненного.

Сергей Буторин (Ося), один из лидеров Ореховской ОПГ, отбывает пожизненный срок за организацию десятков заказных убийств

Те же кто ускользнул от правосудия пошли по пути легализации своих доходов. Здесь многие решили действовать по принципам, хорошо описанным в романе Марио Пьюзо «Крёстный отец», где прямо говорилось, что один юрист стоит сотни головорезов. То же самое примерно говорил и знаменитый Аль Капоне. Поэтому уже во второй половине 1990-х криминальные авторитеты начали изучать право. Многие преуспели в этом деле и стали юридически подкованными коммерсантами, предпочитающими конфликты решать путём переговоров, судов или поиска лазейки в законах.

Таким образом, большинство выживших авторитетов стали вполне легально заниматься коммерцией, а некогда «крышевавшие» коммерсантов бандиты легализовались, учредив охранные предприятия.

Сменщики, как это происходит у мафии, не появились, поскольку вчерашние авторитеты не передавали знания по криминальному обогащению своим детям, предпочитая, чтобы те зарабатывали легально, а конфликты решали в правовом поле.

По этой причине власть криминала если не была свергнута, то серьёзно ослаблена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий