По причине доминирования обеих столиц в информационном пространстве, о преступности в Москве и Питере рядовой обыватель осведомлен весьма хорошо. Но в регионах тоже бывало весело, в девяностые и начале двухтысячных там случались собственные криминальные войны, которые по своему размаху могли переплюнуть те, что шли в белокаменной и Бандитском Петербурге. Причем, из-за меньшего внимания правоохранителей, продолжалось это едва ли не до нашего времени.
Так, в Чите 1990-х шло длительное противостояние «кузинской» и «джекичановской» ОПГ, которые пользовались влиянием на всем Дальнем Востоке. Именно о них мы сегодня расскажем.
В позднюю советскую эпоху в Забайкалье не было особой мафии, так как профессиональные преступники обходили своим вниманием столь глухие места. Не было тут ни общака, ни воров в законе, которые бы выстраивали преступную иерархию по понятиям. Случались, конечно, залетные банды, но это не то же самое, что организованная преступность.
Все началось со «спортсменов» – их так называли, чтобы отличить от гопников и блатных. Это были молодые ребята из рабочих семей, которые тренировались как в спортивных обществах, так и качалках. Им хотелось красивой жизни, но никакой возможности для этого не было, пока в конце 1980-х в СССР не вышел закон о кооперации.
С тех пор коммерческие фирмы стали возникать, как грибы после дождя. Как правило, их основателями стали цеховики – советские подпольные предприниматели. Тогда самые амбициозные из «спортсменов» начали создавать небольшие дружины, которые опекали начинающих бизнесменов. Обычно эти ОПГ получали названия по своим силовым лидерам – осиновские, ключевкие, джекичановские. Последнюю основал каратист Сергей Ёлгин, более известный в узких кругах, как Джеки Чан.
Первой и главной сферой деятельности читинских бандитов стал рэкет. Но Забайкалье – это не Москва, не Питер и даже не Приморье, тут совсем другая экономическая активность, а значит и доходы куда более скромные. Поэтому главари банд очень быстро перестали заниматься одним вымогательством, и обратили внимание на торговлю лесом, металлом и транспортные перевозки.
Именно с их подачи на дальнем Востоке появились лесозаготовительные конторы, где валили лес трудолюбивые китайцы. В несколько более легальном виде схема работает по сей день. Впрочем, занимались и мелочью: кражами, угоном автомобилей, которые затем продавались или за выкуп возвращались владельцам.
Но, конечно, рэкет приносил основную часть доходов, хотя и вызывал больше проблем. Всему виной было не столько недовольство коммерсов, сколько нежелательное внимание конкурирующих группировок. И наиболее принципиальными соперниками джекичановских стали ключевские – точно такие же простые парни из качалок.
Причиной противостояния стал центральный рынок Читы – очень весомый актив. Ёлгин наложил на него руки еще в самом начале своей незаконной деятельности, но в 1995-м его настоятельно попросили поделиться. Итогом стало неудачное покушение на Константина Ключевского, бывшего комсомольского работника и основателя преступного сообщества своего имени.
В результате рынок остался в прежних руках, но бандиты затаили обиду. Проблема состояла в том, что Джеки Чан проявлял осторожность, своей группировкой предпочитал руководить из Москвы, Иркутска и других городов. Поэтому подобраться к нему смогли только через два года – помог старый друг Ёлгина, который к тому времени стал одним из бригадиров ключевских. В 1997-м году авторитета нашла пуля, вероятно, исполнителями стали люди авторитета по прозвищу Кузя.
Без своего лидера джекичановские быстро утратили позиции, завоеванные с огромным трудом. Они либо были отправлены на небо, либо бежали, либо влилис в состав ключевских и осиновских – некоторые за свою карьеру успели побывать в каждой из этих банд. Ну а что поделать: Чита город маленький, все участники спортивной тусовки были знакомы друг с другом практически с младых ногтей. Поэтому в 2000-х и 2010-х дела в их отношении были переданы в суд за подвиги в нескольких бандах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий