четверг, 20 февраля 2025 г.

«Делили общих девушек, дрались с Люберами и цыганами»: любопытные факты о казанских группировках 1980-х, что многим неизвестны


 ...Первые истоки печально известного «казанского феномена», жестоких городских уличных банд, многие исследователи находят еще чуть ли не в XVIII-м столетии, когда местные парни собирались на кулачные бои на Арском поле да на льду озера Кабан. Слобода на слободу шли, русские против татарских бойцов - это противостояние еще сам Федор Шаляпин в своих мемуарах красочно расписал...

"Буза на Волге", кулачные бои, в Казани по сей день практикуются - теперь уже как вид спорта

Однако все же мощный старт казанским уличным группировкам дали амнистия 1953-го года и последовавший в 1960-е годы массовой переезд в столицу Татарстана множества вчерашних сельчан с крепкими трудовыми кулаками. Что махом породило в Казани собственный микрокосм, надежно пропитанный ореолом блатной романтики. И потребовало от детей таких мигрантов сбиваться в стаи...

Казанский микрорайон Горки, откуда вышли «Перваки» - одна из самых известных группировок

Первой полноценной группировкой Казани считается возникший еще в конце 1960-х печально известный «Тяп-Ляп» - от остроумно исковерканного названия завода измерительных приборов «Теплоконтроль». Участники его предпочитали называть себя «Тепловскими». Отметились страшным «пробегом» 1978-го года, о котором по радио даже вражий «Голос Америки» сообщил.

Символика "Тяп-ляповских"

В группировки казанские пацаны попадали двумя главными способами. Либо росли на улицах и не видели иного варианта хода, кроме как к улице «пришиться». Либо же искали решения проблем - не хотели оставаться «чушпанами», которых группировщики «гасили» и трясли на бабло. В общем, желали стать гражданами микрогосударства, попасть под его защиту и привилегии. Сами группировки тоже активно искали себе рекрутов, выбирая наиболее борзых пацанов - уже лет с четырнадцати.

Казанские мальчики. 1975-й год...

Группировки имели строжайшую иерархию и четкое деление на «возраста» - от «скорлупы» (саперов) до «суперов» и «старших», «авторов» во главе. А вот любого верховенства блатных-сиделых казанские пацаны чаще всего категорически не признавали, говоря о своем отдельном «братском пути». Не случайно, во главе казанских группировок нередко вставали вообще ни разу серьезно не бывавшие за решеткой парни.


Важнейшим ритуалом любой группировки являлись так называемые сборы, они же - сходняки, где решались текущие вопросы и тренировалась коллективная мобильность моталки. Нередко сборы могли проходить чуть ли не каждый день - по 2-3 часа.


Казанские группировщики имели свои понятия собственного пацанского кодекса, что произошли в целом от лагерных блатных. Но отличались от воровских куда меньшей строгостью. Например, группировщикам не запрещалось служить в армии, работать или жениться. А то и вовсе даже комсомольцами быть. Короче, вести параллельную от группировки жизнь. Зато требовались строгий отказ от запрещенных веществ, постоянное пребывание в хорошей физической форме и умение контролировать речь.

  • Тем не менее, до любого юного группировщика его старшие тут же старались довести важную мысль: отныне для него в жизни главное его улица, за которую он обязан стоять в любое время дня и ночи. А родители, братья, сестры - все может оставаться, но должно уходить на задний план. И да убитых «при делах» принято было хоронить за счет улицы.

За любые провинности (курение) старшие группировки назначали наказание - чаще всего в виде группового избиения. Действовал принцип круговой поруки - за каждого провинившегося отвечал весь его «возраст». За серьезные провинности пацана отшивали от улицы, что автоматически делало его вне уличного закона...

  • Для обидного обозначения не состоявшего в группировке по Казани 1980-х распространилось то самое словечко «чушпан». Пацан всегда доминировал над чушпаном и имел право «шакалить»- т.е отобрать у бедолаги мелкие деньги или новую красивую одежду, кроссовки. Кстати, имелась еще и третья категория - «при пацанах» - ребята, что близко общались с группировщиками, пребывали под их своеобразной протекцией. Но сами в моталки по каким-то личным причинам не входили.

Подобно любому государству группировки обладали собственной территорией - «асфальтом». «Асфальт» мог варьироваться от одного двора до нескольких микрорайонов. На пике феномена Казань между собой невидимыми границами делили примерно 150-х больших и малых группировок, то враждовавших между собой, то вступавших в причудливые коалиции. А все казанцы еще с младых ногтей отлично знали, на территории какой моталки стоят их дом или школа.

  • Группировки практиковали массовые внезапные набеги на территорию противника - таковые носили ироничные названия «с добрым утром» или «добрый вечер». В зависимости от времени суток, разумеется. Для своих лихих набегов на территорию противника группировщики могли даже арендовать небольшие автобусы.
Казанские милиционеры внимательно следили за групповыми снимками парней в фотоателье - так узнавали группировщиков

Основным оружием казанских группировщиков, помимо собственно кулаков, являлись также арматура, куски кирпичей, металлические шарики от подшипников, и монтировки, монтажки. Отчего уличные войны между казанскими группировками 1980-х нередко назывались «монтажными».

  • Женщины, «бабы», в казанских группировках обычно пребывали в подчиненном положении. Не имели права посещать сборы, участвовать в делах группировок. Кроме разве что-то какую-то мелкую бухгалтерию вести. При этом казанский пацан обязан был строго следить за своей «бабой». И «ходить с ней», только если она изначально была невинной. А в случае расставания воспользоваться этой девушкой имел право любой другой группировщик.

- Баба для пацана - вторая репутация, - говорили на казанских улицах.

Любая казанская девчонка уже лет с тринадцати попадала в поле зрение группировок, их авторитетов. Дальнейшая роль ее в системе улицы решалась уже господином случаем. С кем из пацанов она пойдет, кем окажутся на улице ее друзья, братья или родственники...


Существовали в Казани и особые «общие» девочки, услугами которых могла в любой момент бесплатно воспользоваться вся улица. Причем такие девчата в общие шли часто совершенно добровольно - сложно мне сказать, что ими двигало... Впрочем, девочки те давно уже бабушки. И ворошить такое былое прошлое явно не любят...


Имелась в Казани и категория девушек-группировщиц - так называемых «матрешек» из особых «бабских контор». Такие конторы существовали на территории пацанских группировок - если не разгоняли группировщики мужского пола. Впрочем, случалось и сами же пацаны особо ретивых гопниц организовывали, чтоб те «гоняли» другие «бабские конторы».


Противостояли казанским уличным группировкам отнюдь не только милиционеры. Но и БКД - боевые комсомольские дружины из числа крепких студентов. ОКОДы - оперативные комсомольские отряды имени Дзержинского. Затем МСБ - так называемая «молодежная служба безопасности»... Впрочем, все эти молодежные организации в конечном итоге сами начали на моталки быть похожи да между собой отношения выяснять.


Любопытно, что казанские уличные группировки вообще толком не знали национального вопроса. В их рядах вместе состояли русские и татары - отдельных русских или татарских моталок никогда не существовало.


Языком общения дворовых банд всегда выступал русский. Однако зато разные уличные группировки могли не раз сообща выступать в конфликтах против любой возникавшей в Казани этнической преступности - кавказской, цыганской, ассирийской. А в начале 1990-х - двинулись и против татарских же националистов-сепаратистов из движений ТОЦ (Татарский общественный центр) и «Азатлык».

  • Казанские группировки умудрялись выходить за пределы собственно Казани. Создавали свои филиалы в окрестных городах Татарстана. И распространяли свои пацанские убеждения даже на окрестные регионы: группировки казанского типа к концу 1980-х появились в Ульяновске, Чебоксарах, Йошкар-Оле.
Казанские пацаны практиковали и «набеги» на дальние города: Москву, Ленинград и даже Таллин. В столице молодые казанцы дерзко вступали в силовое противостояние с самими люберами. Впрочем, случалось и что вместе с люберецкими шли панков, металлистов да прочих неформалов бить...



Комментариев нет:

Отправить комментарий