Майской ночью бойцы «Альфы» готовились к самому абсурдному штурму в своей истории. Им предстояло брать... собственную тюрьму.
В 22:45 у ворот Бутырки выстроился кортеж из семи премиальных автомобилей. «Линкольн», «Мерседес», «Чероки», «Мазда», «Форд», «БМВ», «Ниссан». Совсем как в боевиках про русскую мафию.
Двадцать два человека в дорогих костюмах степенно направились к воротам режимного объекта. Они не убегали от тюрьмы. Они шли к ней. Добровольно.
Спецназовцы, притаившиеся в засаде вокруг СИЗО, наблюдали эту картину с недоумением.
Что происходит? Массовая сдача особо опасных преступников? Коллективное помешательство криминальной элиты?
Ничего подобного.
Просто самый молодой вор в законе Сергей Липчанский по кличке Сибиряк устраивал деловую встречу. Прямо в тюрьме. С размахом, как принято было в лихие девяностые.
Сибиряк планирует встречу выпускников
Сергею Липчанскому в 1994-м было всего 26 лет, но в криминальном мире он уже считался восходящей звездой. Коронованный в Бутырке годом ранее, Сибиряк стал самым молодым вором в законе в России.
Парень из Братска сумел завоевать авторитет не только среди славянских преступников, но и среди кавказских воров, что по тем смутным временам считалось большой удачей.
А время действительно было смутное.
В 1994-м Москву сотрясала война между славянскими и кавказскими группировками. Счет убитых авторитетов шел на десятки. Солнцевская группировка, к которой тяготел Сибиряк, насчитывала триста активных бойцов и контролировала юго-запад столицы. Но даже такая сила не гарантировала спокойной жизни.
Именно тогда у Сибиряка созрела дерзкая идея собрать сходку прямо в Бутырке, где сидели его товарищи по солнцевской группировке. Зачем ехать на дачи или арендовать рестораны, когда можно устроить деловую встречу в самом безопасном месте города?
Кто посмеет нападать на тюрьму?
Когда информация о планах Липчанского дошла до спецслужб, судьи не стали тянуть с оформлением бумаг. Разрешение на контроль телефонных разговоров "вора в законе" получили в считанные часы. Штаб операции обосновался в кабинете следственного управления, из окон которого по иронии судьбы открывался прямой вид на стены Бутырки.
— Все идет по плану, — говорил Сибиряк в телефонную трубку, не подозревая, что его слушает половина силовых ведомств Москвы.
Впрочем, даже зная о прослушке, он вряд ли отказался бы от своей затеи. Молодость и удача делали его самоуверенным до наглости.
![]() |
| Сибиряк |
Как «Линкольны» приехали на корпоратив в СИЗО
Оперативники начали дежурство в час дня 20 мая. К восьми вечера вокруг Бутырки были расставлены ударные группы «Альфы».
К десяти сорока у главного входа появились первые «подозрительные лица» — так деликатно назвали в сводке криминальных авторитетов в смокингах.
Еще через пять минут к воротам подкатил настоящий кортеж.
Семь автомобилей премиум-класса общей стоимостью под полмиллиона долларов. По тем временам на такие деньги можно было прикупить небольшой заводик. Из машин степенно вышли двадцать два человека, одетые как на бизнес-ужин в «Метрополе».
Каждый охранник СИЗО получил по десять тысяч долларов. За такие деньги готовы были пропустить кого угодно.
Служба радиоперехвата подтвердила, что гости проникли на режимный объект. В служебном помещении у контрольно-пропускного пункта накрыли стол с красной икрой, балыком, экзотическими фруктами и качественным алкоголем. Сибиряк не скупился, встреча с товарищами того стоила.
Но банкет не успел толком начаться. В 00:40 прозвучала команда на штурм.
*****
Элитный спецназ врывается в тюрьму, чтобы задержать... гостей. Бойцы «Альфы» и СОБРа оцепили дорогие автомобили, уложили на землю двадцать два человека и ворвались на территорию СИЗО с применением спецсредств. К половине второго ночи охрана режимного объекта была «полностью обезврежена» — так написали в отчете, словно тюремщики оказали вооруженное сопротивление.
А они лишь честно отрабатывали свои десять тысяч долларов.
Год условно за банкет в режимном объекте
Силы трех ведомств (РУОПа, ФСК и Следственного комитета МВД) захватили множество трофеев.
У Сибиряка нашли пистолет «Токарева» и патроны. У Геннадия Шаповалова был самодельный револьвер. У Геннадия Авилова «браунинг». У Михаила Леднева обнаружили почти семьдесят граммов мака.
Плюс радиостанции, настроенные на милицейскую волну, телефоны и медикаменты для передачи в камеры.
Всего задержали тридцать четыре человека. Семеро остались в Бутырке в качестве постоянных постояльцев.
И что же? Громкий процесс? Показательные сроки для участников беспрецедентной акции?
Ничего подобного. Почти все отделались легким испугом.
Когда пыль улеглась и судьи вынесли приговоры, результат поразил.
Авилов и Шаповалов получили символические два года условно, то есть можете спокойно идти домой, господа, государство вам доверяет.
Леднев с запрещенкой отделался годом исправительных работ и тут же попал под амнистию. Даже помощник начальника тюрьмы Заболоцкий получил всего год исправработ за то, что выдал пропуска в родное СИЗО за американские банкноты, но и он мгновенно угодил под ту же амнистию.
Его заместитель Бондарский вообще ушел чистым. Суд счел, что человек работал не в том корпусе, где бушевал беспредел.
Настоящие сроки получили только мелкие сошки — контролеры Савкин и Ерохин. По году каждому за превышение полномочий. Но даже эти годы они уже отсидели, пока находились под следствием.
А где же главный герой — Сибиряк?
Того выпустили из Лефортова, и он некоторое время появлялся в столице. Потом куда-то исчез.
6 августа 1996 года Сергея Липчанского застрелили в Балашихе. Кто и за что, так и осталось тайной.
Следователи и прокуроры грезили о громком деле, которое покажет криминальному миру, мол, времена вседозволенности закончились. Однако законодательство подвело. Как оказалось, Уголовный кодекс не содержал статьи за организацию дружеских посиделок в государственном учреждении. Даже если это учреждение тюрьма строгого режима.
Вот такая история. Сибиряк исчез, но его дерзкая выходка навсегда вошла в криминальную историю России. В какой еще стране преступники штурмуют тюрьму не для побега, а для встречи с товарищами.

.png)
.png)

Комментариев нет:
Отправить комментарий