Тюрьма – это, скорее, народное название. Сами по себе тюрьмы бывают двух видов: крытая – место заключения самого тяжелого режима, и всеми известный СИЗО.
В СИЗО человека помещают для ожидания суда, пока идет следствие. В Москве 6 следственных изоляторов, но самые известные это «Бутырка», «Матросская Тишина» и «Лефортово». «Лефортово» – это бывшая тюрьма КГБ, сейчас ФСБ.
Чистилище «Транзитки»
Также в столице располагается еще одна тюрьма – «Красная Пресня», она же «Транзитка». Туда осужденных свозят, чтобы формировать этапы и развозить их по лагерям, а до суда их размещают в следственный изолятор.
В начале все прибывшие в СИЗО проходят сборку – своего рода чистилище, приемный покой. Через сборку проходят все заключенные, прибывшие сюда из других тюрем, КПЗ. На каждого вновь поступившего заводится тюремное дело, в которое записываются все имеющиеся при арестанте вещи, его особые приметы – наколки, шрамы, отсутствующие зубы, родимые пятна. Даже снимают отпечатки пальцев, проводят привычный медосмотр.
При медосмотре нужно обязательно сказать об инвалидности, если она имеется, подробно перечислить все хворости. Эта медкарта будет идти вместе с заключенным через пересылки и этапы до зоны, а значит вдруг да поможет получить в критический момент нужное лекарство.
Пока этап проходит эти процедуры, заключенных держат в боксах. Боксы – это небольшие клетки для временного содержания арестанта при этапировании или переводе из камеры в камеру. В боксы площадью от 1-го до 3-х квадратных метров могут забивать до 6-ти человек. Так, по очереди их оттуда выдергивают.
По закону положено, но не даровано
Каждого арестанта «шмонают» – обыскивают. «Шмон» здесь тщательный. Просматривают все вещи, каждый шов прощупывают. Из подошвы ботинок выдирают ступень, раздевают до гола. После «шмона» переводят в другой бокс. В прежнем ты можешь что-нибудь припрятать.
Далее всех фотографируют, но перед этим обязательно нужно пройти парикмахера. Он и должен привести тебя в тюремный вид. Бороду остричь машинкой, прическу укоротить. Но чаще всего бреют налысо. Хотя по закону до осуждения ни брить, ни стричь без согласия не имеют права. Редко в каком СИЗО об этом вспоминают. А если ты припомнишь об этом – могут пристегнуть наручниками к креслу, так еще и объяснят, что это не стрижка, а «санитарная обработка», чтоб никто не завшивил.
Исключения делают лишь для тех, кому следователь в карточке поставил: «Этот заключённый нужен мне в натуральном виде, чтобы потерпевший не ошибся при опознании».
Главный минус тюремных «шконок»
После общей обработки, сидельцев разбрасывают по специальным транзитным камерам. Спишь там, как в шоколаде. Есть «шконка» – индивидуальное спальное место, дарованное ЗЭК-ам в начале 60-х годов новым Исправительно-тюремным законодательством. Также к кровати прилагаются постельные принадлежности, о них чуть позже.
Обычная тюремная «шконка» – это сварная рама 1,8 на 0,5 метров с продольными и поперечными полосами. Держится она на ножках около 40-ка сантиметров в высоту, забетонированными в пол.
В «Транзитке», как и во всех больших камерах, «шконки» располагаются попарно в 2-3 яруса. Второй ярус находится на высоте около 1,1-1,5 метров от пола. Третий ярус еще выше на 40-50 сантиметров.
«Шконка» во многих тюрьмах вытеснила прежние «коммунальные нары», которые хоть и не гарантировали индивидуальность спального места, зато позволяли разместиться намного большему количеству арестантов. При хронической переполненности наших тюрем спать приходится в 2-3 смены.
Но после «Транзитки» начинается самое главное испытание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий