пятница, 3 января 2025 г.

Чем «правильная» камера отличается от «беспредельной». Зазубри их особенности, чтобы не стать «обиженным»


 Новичок, никогда не имевший проблем с законом, впервые переступая тюремный порог, наверняка начнет судорожно перебирать в памяти свои знания о тюремном быте, которые почерпнул благодаря телевидению и другим средствам массовой информации. 

И наверняка принятые «на зоне» «понятия», «прописки» и «статусы» нарисуют ему совершенно удручающие перспективы. Однако в жизни далеко не всегда происходит так, как в известных сценариях и, нормы человеческого общежития иногда довольно устойчиво работают и в местах заключения. Особенно это относится к так называемым «правильным камерам», где тюремные законы хотя и отличаются строгостью, однако не лишены некоторого здравого смысла.


Правила «правильной» камеры

По условиям содержания «правильные» камеры от « беспредельных» мало чем отличаются – те же духота или холод, та же опасность заразиться туберкулезом или чесоткой, недостаточность пищи, а иногда и воды, ссоры, доходящие до драк, депрессивные состояния, доводящие до ухода из жизни. А главное –  зависимость от т.н. «резерва», «пупкарей», «оперов» – проще говоря, охранников. Их настроение, уровня алкоголя в крови, психо-эмоциональное состояние зачастую становятся главным условием существования нормального быта, относительного покоя, здоровья и жизни заключенных. Иногда это становится той самой общей бедой, перед лицом которой все заключенные, независимо от статуса, проявляют солидарность, поскольку поддержка в самом деле нуждающихся является одним из «пунктов» тюремных понятий.

В задачу каждого порядочного арестанта «правильной» камеры входит недопущение тоталитарной власти денег и веществ, физических расправ и произвола тюремного руководства. И ответственность за это (или «спрос») несет, как правило, уголовная элита, то есть «авторитеты» с высоким тюремным «статусом». Возможно, это каким-то образом оправдывает принятое в тюрьмах разделение на касты, или «масти», хотя, в принципе, здесь каждый будет жить так, как умеет, и отношение к себе приобретет такое, какое заслужит своим характером и отношением к другим.

Кого уважают ЗЭК-и

Заключенные с уважением относятся к людям, обладающим общепринятыми нравственными качествами: человечностью и твердостью, состраданием и чувством ответственности, самоконтролем и внутренней свободой. Наверное, это те абсолютные ценности, которые не теряют актуальности независимо от обстоятельств и времени, и в «правильных хатах» это «людское» никогда не нивелируется.

Другое дело, если человек, попавший в такую камеру, начинает сам против себя настраивать сокамерников своими поступками – и в первую очередь неуважением к принятым в «хате» понятиям. Нужно сказать, что такие люди, как правило, и на свободе не отличаются особой коммуникабельностью и чувством товарищества, но в заключении отсутствие этих качеств воспринимается куда острее.

Никто не будет терпеть в камере склочников, цепляющихся за каждое слово, жадных и завистливых, а также нечистоплотных «сидельцев». В тюрьме все эти пороки видны как на ладони, и забывающий о гигиене пренебрегает не только своим здоровьем, но и здоровьем всего коллектива. Ни о каком достойном отношении к давно не мытому и неряшливо одетому человеку не может быть и речи.


Как лишиться спокойной жизни в камере

Не принято в тюрьме и клянчить что бы то ни было – еду, хлеб или сахар. В «правильных» камерах как на ладони не только недостатки, но и нужды всех «насельников», поэтому пайка здесь полагается всем. Однако нужно уметь устраивать свой быт таким образом, чтобы не нуждаться в самом необходимом: трудиться на общее благо, изготавливать поделки-сувениры или рисовать – в общем, проявлять смекалку и трудолюбие.

Если же новичок пойдет против арестантской и человеческой морали, станет красть (и будет уличен) у своих же или, что хуже, «стучать» начальству, то на спокойной жизни в камере ему можно поставить крест: к «стукачам» и «крысам» относятся не иначе, как к предателям. Хотя в некоторых случаях с кражей у «авторитетов» хватает рассудительности понять постоянно голодного болящего человека.

Несладко будет и «фуфлыжникам» – эти «обиженные» постоянно впадают в долговую зависимость из-за переоценки своих возможностей в пристрастии к азартным играм. Такое положение невольно способствует проявлениям подобострастия с их стороны к тем, кому они долгое время должны, лишает их человеческого достоинства (а разве на свободе будут хорошо относиться к тому, кто не расплачивается с долгами?).

По свидетельству многих бывших заключенных, тюрьма (подчеркнем, речь идет о «правильной» тюрьме и камере) – хоть и самое нежелательное, но и не самое гиблое место, здесь тоже живут, сострадают и даже дружат, особенно если ты проявил честность, человечность, надежность и прямоту характера. Те же, кто считает жизнь и в «правильной» камере адом, скорее всего, по мнению бывших заключенных, или психически больны, или совершили что-то, за что и расплачиваются. Многие освободившиеся считают, что человечность и милосердие в «правильных» камерах имеют большую ценность, чем в свободном обществе мегаполиса.

«Беспредельные» камеры

Осталось в двух словах рассказать о камерах «беспредельных», где абсолютная власть принадлежит истязательствам и бицепсам, и куда попасть действительно не пожелаешь и врагу. Как правило, подобное явление встречается достаточно редко и покрывается руководством тюрьмы для «ломки» неугодных или «заказанных» арестованных.

Атмосферу и настроение подобных камер трудно представить или как-то прогнозировать (название говорит само за себя), и, хотя мудрый народ и советует «от тюрьмы и от сумы не зарекаться», нужно все усилия прилагать к тому, чтобы эта пословица всплывала в уме только на всякий случай, а не как констатация свершившегося факта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий