пятница, 3 января 2025 г.

Почему вся Восточная Украина боялась Матроса? Днепропетровская банда


 Его знали как Матроса, хотя свое прозвище он получил в юности, когда вовсе не умел плавать. Он играл в футбол в дубле "Днепра", но футболистом так и не стал, потому что выпить любил больше, чем заниматься спортом. Зато имел стальной характер, крепкие кулаки и огромные амбиции, которые и привели его на вершину криминального Олимпа.


Человек его склада ума даже в застойном СССР нашел, как стать богатым и успешным. Надо было только добиваться своего без оглядки на мораль и закон.

Александр Мильченко по кличке Матрос стал одним из самых известных криминальных авторитетов советской поры, банда которого держала в страхе восток Украины с 1970-х годов. Тогда еще открыто не говорили об организованной преступности, что само по себе не исключало факта её существования.

После жесткого закручивания гаек Никитой Сергеевичем Хрущевым в сфере "хозяйственных" преступлений, фигуранты уголовных дел по которым считались едва ли не идеологическими врагами советской власти и подрывателями социалистической экономики, за что приговаривались не только длительным срокам тюремного заключения, но и к расстрелу, именно в брежневскую эпоху для подпольных дельцов наступила "оттепель".

Вместе с некоей либерализацией общественного сознания и начавшими проникать в Советский Союз несмелыми ростками западной потребительской культуры и ценностей, начали поднимать голову короли теневой экономики. Во многом власть сращивалась с цеховиками, получала от них материальную выгоду и многое стала им прощать. В СССР 70-х существовало 2 реальности: с коммунистической идеологией для обывателя и с номенклатурным коммунизмом для высших чиновников, которым были доступны всевозможные блага. Цеховики стали неотъемлемой базой, с которой кормилась номенклатура.

Но вместе с пустившей метастазы во все слои советского общества теневой экономикой стали появляться голодные хищники, желавшие урвать свой жирный кусок пирога. Одним из первых оказался Матрос, сколотивший собственную банду и обложивший данью советских коммерсантов.

Александр Мильченко

Мильченко родился в Майкопе, но вскоре семья переехала в Украину и в школу он пошёл уже в Днепропетровске. Именно тогда и получил свое прозвище, случайно свалившись в реку. Не умея плавать - железная воля творит чудеса - сумел все же выбраться на берег, после чего так на всю жизнь и остался "Матросом".

В школьных науках Александр оказался несилен, зато всегда верховодил местным хулиганьем, силой доказывая свою правоту. Всегда был активным и спортивным, что привело его в юности на футбольное поле: сначала вошел в команду местного вагоноремонтного завода, а когда его игру оценили спортивные чиновники, был зачислен в дублирующий состав команды «Днепр», чья популярность только начинала возрастать.

Разгульный образ жизни быстро сломал его карьеру. Пытаясь остаться в игре, Мильченко перебрался в периферийный, по футбольным понятиям, Волгоград, однако дела там оказались настолько плохи, что вскоре ему пришлось вернуться в Днепропетровск, где в известном дурной славой районе под звучным именем Амур он сколотил свою банду из местной шпаны.

Поначалу промышляли в местном катране (так назывались в ту пору подпольные казино), расположившемся в кафе "Льдинка". Подыскивали лохов и по нехитрой схеме обыгрывали их в карты, поднимая очень приличные по тем временам деньги. Хватало и на "сытно поесть", и на "хорошо попить", и на "красиво пожить".


Беда только, что по карточным долгам, которые считаются едва ли не святыми в определенной среде, проигравшие иногда платить отказывались, а то и вовсе не могли. Тогда-то молодым и дерзким матросовцам и пришлось задействовать насильственные методы убеждения.

Со временем они стали контролировать практически всех цеховиков, вороватых работников торговли и спекулянтов Восточной Украины, которые не могли не заплатить бандитам, как не могли и обратиться с заявлением в милицию. Потому что их собственная деятельность в СССР находилась за гранью закона. Действовали бандиты жестоко: свою клиентуру запугивали, угрожали расправой, пытали, громили имущество, но никого не убивали. Кровожадное время придет позже, в 90-е. А тогда даже лютые садисты не переходили грань дозволенного.

Первый звоночек о криминальном сообществе прозвучал во второй половине 1976-го года, когда в Амур-Нижнеднепровский РОВД обратился заявитель, рассказавший, что ночью к нему в дом ворвались грабители, угрожавшие жестоко расправиться с домочадцами. Перепуганный, он выгреб им всю наличность. А организатором налета назвал Александра Мильченко.

В милиции о заявителе предпочли забыть. Трогать Матроса на его родине - такого позволить себе никто не мог. Уголовные дела против него потом возбуждались еще ни один раз. И никогда не доходили до суда.

Загребавший лопатой деньги, Мильченко открыто пользовался покровительством партийных бонз, своим примером демонстрируя сращивание криминала с правоохранительными органами, судебной и исполнительной властью. А именитые светила медицины ставили ему нужный диагноз, чтобы облегчить его участь подследственного. Для них, выходцев с Днепропетровской земли, кузницы высших партийных кадров, родины Брежнева, связанных понятием "землячество", существовала индульгенция на все деяния. Пока у власти находился "дорогой Леонид Ильич", едва ли нашелся бы смельчак, способный разворошить это осиное гнездо.


Но в 80-е всё изменилось. Неизвестно почему популярный сатирический журнал "Крокодил" опубликовал статью о днепропетровской мафии. Вскоре в Москве была создана специальная бригада МВД СССР, которая с особыми полномочиями отправилась на Украину. Матроса задержали и предъявили обвинения.

Тягаться местная номенклатура с московскими следователями не могла - себе дороже - и Мильченко получил 12 лет тюрьмы, отсидел из которых 8.

Он освободился в 1995-м и вернулся в Днепропетровск. Братва встретила его с помпой, подарив по случаю дом и автомобиль.

Но к тому времени уже многое изменилось. Не стало той страны, которая упекла Матроса за решетку. А порядки на независимой Украине стали циничнее и жестче. Во всю шла борьба за власть и имущество. Как и везде на постсоветском пространстве, побеждали самые беспринципные и стремительные.

Из тюрьмы Мильченко вернулся с явным намерением отвоевать своё место под солнцем. Вскоре после его освобождения по Днепропетровску прокатилась серия убийств криминальных авторитетов — так Матрос боролся за титул криминального короля.

Однако развернуться в соответствии со своими амбициями Мильченко не успел: в 1997-м он поехал в Венгрию на лечение и скончался прямо на границе в салоне своего авто. Ему было 49 лет.

Согласно официальной версии, Матрос после отсидки имел проблемы со здоровьем и страдал диабетом. Умер от цирроза печени и острого панкреонекроза. Но еще долго на днепровских землях ходили слухи, что Мильченко отравили конкуренты.

10 мая 2012 года правоохранительные органы эксгумировали останки Мильченко, чтобы проверить версию о его отравлении. Что случилось дальше - неизвестно, но итоги экспертизы так и не были оглашены...

Комментариев нет:

Отправить комментарий