воскресенье, 3 августа 2025 г.

Откуда взялись «воры в законе» и сколько сейчас стоит купить этот «титул»?


 Воры в законе - уникальное явление на постсоветском пространстве. Более нигде криминал до подобного не додумался. Да, в иных землях имеются бандиты, мафиозные кланы.


  • Однако воры в законе - нечто совершенно иное. Это высшая каста преступного мира, что по сути оным беспрекословно руководит. Решая все насущные проблемы на собраниях - сходках. Законники могут выступать в роли смотрящих, выступая арбитрами, решать столкновения между воровскими группами. Они же держат и общак ("мешок", "котел") - общую воровскую кассу того или иного преступного клана, региона, откуда идут средства на помощь авторитетам, уголовникам, томящимися на зоне.



Воры в законе обладают жёстким внутренним кодексом, следуют особым «понятиям». Категорически изначально выступали против сотрудничества с любыми государственными властями, отказывались работать на государство. И обязывались жить идеалами криминального братства - воровской семьи. В число воров в законе изначально допускались только определённые категории преступников: грабители, воры-профессионалов (карманники, медвежатники, домушники).

  • Считается, что возникла подобная каста еще в начале XX-го столетия. И окончательно окрепла на просторах сталинского ГУЛАГа довоенных 1930-х, когда за решеткой в одночасье одновременно оказались миллионы людей. Помните, да?


Причем, любопытная версия: воры в законе образовались от неожиданной встречи в местах не столь отдаленных бывших царских офицеров да аристократов, «белой кости», с бывалыми бандитами. Все вместе они и порешили создать единый уголовный закон, при котором у каждой из сторон в условиях тесного замкнутого пространства имелся б шанс на справедливое решение наболевшего вопроса. Путем сходки - переговоров. В обход обычной поножовщины да беспредела.

  • Администрация лагерей против создания особого криминального общества и не против вовсе была. Ибо тоже свою выгоду имела: воры в законе помогали управлять невероятно огромной массой сидельцев, избегать попусту лишних конфликтов. Пусть и проворачивая попутно свои темные делишки.


Впрочем, еще в 1970-е годы началась та самая эпоха лаврушников да апельсинов. То бишь, титул вора стало возможным купить - вообще не разу зону не топтав и нарушая все возможные понятия! Особенно сие полюбили южане - уроженцы Кавказа. Что как раз и покупали воровские титулы - за счет средств от продажи лаврушки и апельсинов на рынке. При том, что понятия вору на рынке, мягко скажем, торговать не велят от слова совсем.

Сегодня титулы воров в законе тоже отлично за долю малую покупаются у авторитетов. Стоимость короны может превышать миллион долларов. При этом, «лаврушники» еще ощущают противостояние воров старой школы, в открытую отказывающихся признавать купленные за деньги уголовные статусы.



Интересно, что воры в законе состоят из 3 крупных этнических групп - русские ("славяне"), что составляют около трети всех законников. Если треть - кавказцы, среди которых численно преобладают грузины или же уроженцы Грузии. Ведь именно в Грузии еще с 1960-х титул законника можно было крайне легко купить. Еще треть воров в законе - представители других национальностей, например, уроженцы Средней Азии.



Впрочем, отмечу, общее число воров в законе постепенно снижается. Сама каста довольно быстро устаревает, многие казавшиеся незыблемыми старые строгие понятия новым поколением законников отвергаются да забываются. Да и бандиты свежей формации вообще не видят смысла короноваться. И потому если в начале 2000-х воров в законе насчитывалось свыше полутора тысяч. 10 лет назад - около 600. А ныне эксперты-криминалисты определяют их число всего в 150-200 душ.

  • Причем, сама воровская каста уже с 1990-х годов не просто быстро забывает или отвергает прежние строгие понятия. Но и теряет способность мирно решать внутри своих рядов вопросы. Воровские кланы вступают друг с другом в активные криминальные войны, устраивают кровавые разборки. Что вообще-то раньше слыло большой редкостью среди высшей касты уголовников.
Своего рода жесточайшим ударом по прежней воровской этике стало принятое на сходке в 1982-м стараниями матерого грузинского законника Джабы Иоселиани ("Дюба") разрешение ворам сотрудничать с официальными органами власти, устанавливать контроль над теневым предпринимательством. Что привело к сильной коммерциализации воровского сообщества.


Воры в законе стали жить уже не прежней спартанской жизнью лагерных аскетов-уголовников, мечтающих не слезать с тюремных нар. Но оказались обуяны жаждой наживы, пожелали в новых реалиях шикарные дома, автомобили, постоянной любви красивых женщин. А следовательно постепенно принялись деградировать, будто спартанцы былых веков...




Комментариев нет:

Отправить комментарий