Вероятно, каждый, кто интересовался темой воровского мира, не раз слышал о братьях Мамедовых. Сегодня в живых остался лишь один из них — Каро, который, хоть и находится на свободе, продолжает оставаться под пристальным вниманием силовиков.
Всего братьев Мамедовых было четверо. Двое из них — Каро и Мирон — в итоге обрели статус **воров в законе**. Старший брат, Анзор, несмотря на отсутствие формальных воровских полномочий, никогда не оставался в тени братьев. Он являлся весьма уважаемой фигурой, избравшей путь бизнеса, а не прямого преступного промысла. Однако связи с криминальными братьями Анзор не терял, что и послужило основанием для присвоения ему звания *криминального авторитета*. То же самое относится и к младшему из братьев — Давиду (Дато), обладавшему значительным влиянием. По данным источников, незадолго до гибели Давид решал вопрос о собственной коронации в воры, против которой, по некоторым сведениям, выступали его уже коронованные братья. Но судьба распорядилась иначе.
Анзор, старший брат, действительно пользовался большим авторитетом в криминальных кругах. Не случайно к нему за разрешением споров нередко обращались бизнесмены, и Анзор Мамедов успешно улаживал конфликтные ситуации. Родился Анзор 3 сентября 1955 года в Тбилиси. С 1973 по 1975 год проходил срочную службу в армии, попав по распределению в Сибирь. После демобилизации вернулся домой, к семье. К тому времени младшие братья уже набирали вес в воровской среде.
В 1978 году, в возрасте всего 18 лет, был **коронован** Мириан (Мирон) Мамедов. Годом позже воровской титул получил и Кароглы (Каро), как раз освободившийся из тюрьмы после отбытия первого срока по "воровской" статье за кражу. Но на свободе Каро задержался ненадолго. Связав жизнь с воровским миром, он, по сути, не мыслил иного существования, олицетворяя вора старой закалки, большую часть жизни проводившего за решеткой. Следующий срок составил 8 лет — снова кража, но уже при иных обстоятельствах. Кароглы считался опасным рецидивистом, что обусловило суровость приговора.
Мириан же (более правильное грузинское звучание имени, позже русифицированное в Мирон) получил воровской статус, еще не побывав в тюрьме. Свой первый срок он отбыл спустя два года после коронации: в 1980 году за кражу в Кобулети был осужден на 7 лет. Позже всплыли новые эпизоды его преступной деятельности: в 1981 году добавили 2 года, а еще через год — дополнительный срок в 3 года (статьи включали кражи, хулиганство и сопротивление властям).
Для заключенных, отбывающих столь длительные сроки, тюрьма становится "домом родным" — местом налаживания связей, решения вопросов и ведения дел в стесненных обстоятельствах. Не миновало это и Мириана. Этапом он побывал во многих колониях, не только в Грузинской ССР, но и в Тобольской и Златоустовской тюрьмах. В местах лишения свободы он проводил воровские "подходы" (коронации), иногда при участии брата Каро.
Интересно происхождение фамилии. Как рассказал источник, братья взяли фамилию Мамедовы в честь брата своего деда, Мамеда, погибшего на фронте в 1944 году, добавив к его имени окончание. По национальности Мамедовы — езиды; хотя родились в Тбилиси, их предки были из Армении.
Анзор также не избежал внимания правоохранительных органов, чему, видимо, способствовал его незаконный образ жизни в тот период. В 1981 году он был осужден и провел в колонии три года. На свободе, подобно Каро, он надолго не задержался: через год последовал новый срок — уже 6 лет колонии. В общей сложности Анзор отсидел 9 лет, освободившись как раз на излете Советского Союза. К этому моменту Мириан и Каро также были на свободе.
![]() |
Слева: Мириан и Анзор Мамедовы |
В тюрьме оставался младший брат Давид. В заключение он попал в 1987 году в 19-летнем возрасте. По информации источника, его подельником по преступлению (вероятно, вымогательству) в Нальчике выступил будущий вор в законе Пузырь. Обоих поместили в местный СИЗО на время следствия. Давид получил 4 года, позже срок был увеличен. Этапом Дато побывал в колониях Перми и Нижнего Тагила, где пересекся с вором в законе Якутенком. Последний высоко оценил стремление Давида войти в воровскую семью и выступил за его коронацию.
После освобождения братьев судьба разбросала их по России. Анзор обосновался в Ярославле, возглавив езидскую общину. Мирон осел в Москве, а Каро — в Нижнем Тагиле. Источники отмечают, что везде, где появлялись братья, они занимали сильные позиции. Силовики, к примеру, признавали Каро одним из наиболее влиятельных воров Урала. Давид, отбыв срок, присоединился к Каро и, по некоторым данным, одно время считался смотрящим за Свердловской областью. Однако его жизнь оборвалась трагически.
Давид родился 2 мая 1968 года. За день до своего 25-летия, 1 мая 1993 года, он выехал из Нижнего Тагила в Тбилиси на автомобиле, чтобы отметить день рождения на родине. По некоторым сведениям, в машине с ним находился и Каро. Маршрут пролегал через Пермь, где они встретились с местным вором Владимиром Колупайло (Северенком). Встреча носила дружеский характер. При выезде из Перми автомобиль попал в ДТП. Давид погиб. Интересно, что машина была новой, и последующая экспертиза выявила отказ тормозов. Было ли это роковым стечением обстоятельств или умышленной диверсией — остается неизвестным до сих пор.
После похорон Давида в Тбилиси братья Мамедовы провели коронацию упомянутого Пузыря. Источник утверждает, что "подход" состоялся сразу после траурной церемонии.
В ноябре 1993 года по инициативе Анзора в Тбилиси был построен храм в память о Давиде. Это был первый православный храм, возведенный в Грузии после распада СССР. Анзор также планировал построить храм для езидов, но власти Грузии не дали разрешения. Источник сообщает, что Анзор по этому вопросу встречался с Патриархом всея Грузии Илией II.
Следующей жертвой киллера пал Мирон. В Москве он вел активную деятельность. Даже воры, курировавшие Солнцевскую ОПГ, были поражены его, по некоторым данным, вероломством. СМИ писали, что вор Джемал Хачидзе (Джем) обвинял Мирона в организации убийства подконтрольного ему бизнесмена, директора таможенного терминала Юрия Денисова. Мирону якобы даже "повесили" долг в 800 тысяч долларов за это убийство. Однако это лишь информация прессы.
Достоверно известно, что 16 июля 1995 года Мирон был задержан силовиками именно по подозрению в причастности к убийству Денисова. Однако доказать вину не удалось. Его задержали на 30 суток на основании Указа Президента РФ № 1226 от 14 июня 1994 года ("указ по борьбе с бандитизмом"). Этот документ давал правоохранительным органам чрезвычайные полномочия: задерживать подозреваемых в причастности к ОПГ до 30 суток без возбуждения уголовного дела, проводить обыски, досмотры, знакомиться с любой документацией предприятий и банков, игнорируя коммерческую тайну. Термин "подозреваемый в причастности" трактовался очень широко.
Через 30 суток Мириана отпустили за отсутствием доказательств. Но жить ему оставалось всего 5 месяцев.
17 января 1996 года его убили. Как описывали СМИ: "Вечером оперативники МУРа, отрабатывая злачные места у Котельнической набережной, заметили ВАЗ-2109 с открытыми дверями и аварийкой. В нескольких метрах от машины лежал окровавленный мужчина. В салоне обнаружили тела еще двух человек с огнестрельными ранениями в голову. Лежавший на улице еще подавал признаки жизни, но скончался при транспортировке". Убитым был Мирон Мамедов. Похоронен он также в Тбилиси.
Версии о заказчиках выдвигались разные, назывались имена известных воров, но конкретного виновника установить не удалось. Мирон был влиятельной фигурой. Еще в 80-х он открыто заявлял, что коронация Евгения Васина (Джема) станет ошибкой для воровского мира, из-за чего возник конфликт с Дато Ташкентским, выступавшим за посвящение Джема. Коронация все же состоялась. Позже, в июле 1994 года, когда вором в законе становился Багаутдин Кадиев (Бодя), Джем был против, но, узнав, что Мирон участвовал в "подходе", сам присоединился к коронации.
![]() |
Слева: Мирон Мамедов, справа: Давид Мамедов |
Мирон был вором, жившим без интриг, говорившим правду в лицо, что вызывало недовольство других авторитетов. Однако предъявить ему что-либо было невозможно. По информации источника, киллер, ликвидировавший Мирона, уже мертв, а личность заказчика остается неизвестной, покрытой слухами.
Между тем, в 1997-98 годах в Свердловской области был построен детский дом. Источник утверждает, что средства на строительство выделили Каро, Трофим (Трофа) и Александр Хабаров (лидер ОПГ "Уралмаш"), которая, по сути, конкурировала с "синими" ворами, чьим лидером был Каро.
Анзор Мамедов обосновался в Ярославле. Не будучи вором в законе, он считался одним из главных третейских судей региона. Даже коронованные воры Ярославля, обладая формальным статусом, уступали ему в опыте и влиянии. Таких, как Анзор, называют некоронованными авторитетами или теневыми хозяевами городов. Ярославль в этом плане считался вотчиной старшего Мамедова.
Во время грузино-абхазской войны 1992-93 годов Анзор организовал доставку из России в Грузию двух фур с дефицитным антибиотиком гентамицином.
Естественно, Анзор был препятствием для других авторитетов, чьи интересы пересекались с его деятельностью. Хотя, по словам источника, Анзор слыл человеком справедливым, и к нему шли за помощью и решением проблем даже в обход местных воров.
Анзор Мамедов был застрелен 20 декабря 2003 года на пороге своей квартиры. До сих пор существуют три основные версии заказного убийства: разборки внутри езидской диаспоры, личная неприязнь и конфликты, связанные с предпринимательской деятельностью Анзора (он владел крупным строительным бизнесом в Ярославле). У Анзора осталось двое сыновей.
Влияние Кароглы (Каро) на Урале всегда было огромным. Еще в середине 2000-х признанный лидер Екатеринбурга, авторитет и депутат Александр Хабаров ("Уралмаш"), 15 сентября 2004 года публично заявил, что признает только двух воров в законе — Трофу и Каро. Его поддержал другой депутат, Александр Вараксин ("Центр"). Речь шла о беспрецедентной сходке: среди бела дня в центре Екатеринбурга, на глазах у горожан и милиции, собравшиеся обсуждали, "как защитить наших воров в законе и не пустить на Урал кавказцев". Основными спикерами были Хабаров и Вараксин. Акция длилась около двух часов.
Причиной стала сходка воров в законе в Москве во главе с Дедом Хасаном (Аслан Усоян), где было решено взять под контроль уральский криминальный бизнес "синих" (традиционалистов), что подразумевало "раскоронование" местных смотрящих Трофы и Каро и назначение ставленников москвичей. "Уралмаш" и "Центр", не придерживавшиеся воровских законов, выступили резко против, видя в Каро и Трофе гарантов стабильности и опасаясь кровавого передела с приходом "московских". Дальнейшая судьба Хабарова известна: арест и смерть в камере.
У Каро и Деда Хасана был давний конфликт. Одно время Кароглы жил в Сочи, имел бизнес в Краснодаре. Но когда Усоян начал активно продвигать там свои интересы, задевшие Каро, его дом обстреляли из гранатомета. После этого он перебрался в Нижний Тагил, где был тепло встречен местными авторитетами.
Каро обладал огромным влиянием и имел множество врагов по разные стороны баррикад. Ослабить его позиции стремились и конкуренты, и силовики. В 2006 году в СМИ даже появилась дезинформация (возможно, умышленная "утечка" от правоохранителей) о самоубийстве Каро, как раз когда "москвичи" начали наступление на Урал.
![]() |
Слева: Алексей Петров (Петрик), Николай Зыков (Якутенок), Михаил Шуфутинский, Мириан Мамедов (Мирон), Юрий Китаев (Китаец) и Василий Тарычев (Тарыч) |
Противники, видимо, пытались устранить Каро чужими руками. В 2008 году его задержали в рамках дела о похищении и вымогательстве, но из-за недостатка доказательств отпустили под подписку о невыезде. Расследование затянулось. Во время очередного допроса в конце мая 2011 года Каро арестовали — оперативники заявили, что его люди запугивали свидетелей. Дело дополнили статьей о принуждении к даче показаний.
Окончательный приговор Каро Мамедову был вынесен 12 июля 2013 года. Его признали виновным в вымогательстве в особо крупном размере и приговорили к 8 годам колонии общего режима. По версии следствия, потерпевший предприниматель, мешавший Каро в приобретении контрольного пакета акций ОАО "Тагилоптторг" (Каро предлагал ему "по-хорошему" не участвовать в торгах и якобы просил 6 миллионов рублей взаймы), подвергался избиениям со стороны людей Мамедова и его самого. Когда бизнесмен на свои деньги купил акции, он стал жертвой вымогательства.
Пока Кароглы отбывал срок, на Урале происходили изменения: сменялись смотрящие, но надолго никто не задерживался. Когда вор вышел на свободу в 2019 году, многие ожидали, что он вернет утраченные позиции — либо путем нового передела, либо благодаря безоговорочному признанию его авторитета. Однако за время его отсутствия в законодательстве произошли кардинальные изменения, ужесточающие ответственность за статус "вора в законе" и его деятельность. По словам источника, сейчас на Урале нет явного претендента на роль общепризнанного смотрящего. Есть авторитеты, имеющие определенное влияние, но окружение Каро пока не проявляет заметной активности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий