Бутырская тюрьма была построена ещё в XVIII веке. За это время многое в её жизни менялось. Её стены повидали как обычных уголовников, так и политических преступников.
Как и в любой тюрьме, особое внимание уделялось охране заведения, поэтому успешных побегов было не много. В тех же «Крестах», построенных в конце XIX века, было лишь пять удачных побегов. В Бутырке - чуть больше, но большинство из них истории неизвестны. Первым задокументированным побегом стал побег фокусника Гарри Гудини, который заключил пари, что убежит из камеры бутырской тюрьмы, даже если его закуют в цепи, что ему удалось.
С появлением «шестого коридора», куда свозили приговорённых к смертной казни, охрана заведения усилилась, и всё же, заключённые не прекращали попыток покинуть стены тюрьмы, служившей теперь следственным изолятором. Известны случаи, когда из-под следствия ускользали заключённые, выдав себя за других, но то, что случилось в 2001 году, стало шоком для всей страны. Из блока смертников сбежали сразу трое заключённых, фактически, повторив путь героя фильма «Побег из Шоушенка». Только там герою Тима Роббинса потребовалось двадцать лет, чтобы вырваться на волю.
А ведь глядя на экран, поражённый зритель часто восклицает: «Нет, ну так не бывает»!
Смертники
В 2001 году в Москву перевезли двух заключённых-смертников, которые подали апелляции в Верховный Суд и пожелали лично присутствовать на заседании, где должна была решиться их судьба. Первым заключённым был Борис Безотечество, вставший на преступный путь ещё в подростковом возрасте, но тогда он отделался условным сроком. Как это часто бывает, если потенциального преступника вовремя не остановить, он совершает всё более страшные преступления. В скором времени уроженца Кузбасса призывают в армию, он служит срочную на Тихоокеанском флоте, но уже в 1990 году матрос-срочник оказался арестован, когда вместе с двумя пьяными сослуживцами совершил разбойное нападение, потом поймавший кураж преступник начал крушить припаркованную на той же улице машину, однако подоспевший патруль взял его буквально с поличным, после чего гарнизонный суд приговорил его к семи годам колонии.
Свой срок Безотечество отбыл полностью и вернулся в родной Анжеро-Судженск, где устроился работать могильщиком. Будучи человеком предельно конфликтным, он довольно быстро рассорился с многими коллегами и прежними друзьями, но особо неприязненные отношения у него сложились с коллегой Владиславом Лоскутниковым. Однако тот вскоре уволился, а Безотечество пошёл на повышение и стал смотрителем кладбища. Впрочем, в скором времени на кладбище нагрянула проверка, выявившая финансовые махинации со стороны начальника и персонала. Безотечество был взбешён, он был убеждён, что это - результат его конфликта с Лоскутниковым и именно он привлёк внимание милиции. Рецидивист решил расправиться с неприятелем, и даже вовлёк в это дело несовершеннолетнюю девушку. Однако в день расправы дома он застал лишь дочь Лоскутникова и её престарелую мать, но отказываться от задуманного не собирался.
Преступника задержали по горячим следам и в 2000 году приговорили к пожизненному заключению. Однако осуждённый не собирался мириться со своим положением.
Вторым «смертником» был уроженец Молдавии Владимир Железогло. Когда-то его отец поехал «за длинным рублём» на Колыму. Как и его сокамерник, Железогло в малолетстве начал воровать, однако за решётку попал только в 1990-х годах за кражу. Освободившись, он осел в Канске Красноярского края, и вскоре вновь был арестован - на этот раз по обвинению в незаконном хранении оружия. Освободившись, он сколотил банду, занимавшуюся разбоями. В начале 2000 года преступники совершили разбойное нападение на дом предпринимателя Надольского, что закончилось гибелью самого хозяина и его жены. В этот раз милиция Канска взяла преступников по горячим следам. Суд был скорым, и главарь получил пожизненный срок.
Пока он ждал в Москве заседания, Безотечество поделился с ним планом побега, и они начали сообща его разрабатывать. Но в скором времени их планы были нарушены - в камеру подселили ещё одного «смертника». Это был житель посёлка Вурнары Анатолий Куликов по прозвищу Фикса.
Биография Куликова была довольно заурядной для любого бандита 1990-х. Когда-то занимался велоспортом, кикбоксингом. Спортсмены часто уходили в криминал, и Куликов решил сколотить собственную банду. Промышлял рэкетом, вымогательством, облагая данью местных коммерсантов. Однако в скором времени у него возник конфликт с предпринимателем из Дагестана - когда бандиты потребовали платить им дань, тот отказался, за что Куликов решил расправиться с несговорчивым коммерсантом. Его не остановило даже то, что в машине находились его малолетние дочери. Бандиты решили не оставлять свидетелей. Со своим пожизненным приговором Куликов не согласился, и волей случая оказался в одной камере с заговорщиками.
Как планировался побег
Долгое время официальной считалась версия, что осуждённые расковыряли пол ложками. Впрочем, в одном из интервью участник побега Владимир Железогло опроверг эту версию - его прозорливый сокамерник сумел раздобыть несколько кусков проволоки «шестёрки», которые они заточили и использовали для того, чтобы проделать в полу дыру. Это был кропотливый и долгий труд, несколько раз они чуть не попались надзирателям, и вот, лаз был готов. Несколько раз осуждённые спускались в подвал, изучали его. Делали это ночью, предварительно оставив на своих койках скрученные тряпки, чтобы надзиратель подумал, будто они спят.
- Безотечество прыгнул в этом месте — и пол «лопнул». Образовалось отверстие размером 60 на 60 сантиметров. Подняли плиту, под ней — песок. Убрали его. Дальше видим — кладка известковая. Штукатурка, значит. Мы и ее легко убрали. Потом кирпичи. А уже под ними увидели трубы. Это была теплотрасса в подвале
По словам осуждённого, в 2001 году на теплотрассе шли ремонтные работы, что существенно облегчало смертникам задачу. Но сперва нужно было понять, куда идти - коммуникации имели огромную разветвлённую сеть, потому изначально требовалось провести тщательную разведку. Несколько ночей подряд заключённые спускались в подвал, изучали ходы, возвращаясь, стирали свою одежду, да так мокрой и надевали - быстрее высохнет. Однако вскоре их планы изменились - в камере появился Куликов. К нему заговорщики отнеслись настороженно - вдруг он «подсадной»? В планы его не посвящали, но однажды, после очередной разведки, они вернулись в камеру и обнаружили, что Куликов не спит. Он пытался проследовать за ними, но заблудился.
- Куликов делал вид, что спит, а сам проверял нас. Мы вылезли, ушли. Он полежал, подпрыгнул, тоже собрал свои вещи и смотался. Только он пошел в другую сторону, в неправильную, запутался и скоро вернулся в камеру
Тогда Куликов уговорил заговорщиков, чтобы они взяли его с собой. В дальнейшем он через родственников подкупил одного из надзирателей, чтобы получить план тюрьмы. Теперь заключённые могли лучше сориентироваться в подземных ходах. Несколько раз ночью они проникали в тюремный двор. К их удивлению на вышках не было часовых, по двору не ходили охранники с собаками. Более того, можно было спокойно зайти в прачечную и взять камуфляжную форму. Можно смело говорить, что удача заключённых была прямо пропорциональна беспечности сотрудников ФСИН. Впрочем, не стоит думать, что план был плохо подготовлен. Позже помогавший милиции с поисками Вадим Михайлов, один из самых опытных диггеров Москвы, разведал путь беглецов и рассказывал, что был удивлён, насколько хитро они всё обставили:
- Сорок пять метров ползком, и путь преграждает каменная стена городского коллектора. Они проломили ее и выбрались в заброшенную канализацию. В этом месте им пришлось повозиться несколько дней. По всем правилам подземных работ они укрепили потолок штольни и вырыли для себя небольшую землянку
К концу лета всё было готово к побегу, и ночью, 5 сентября 2001 года, заключённые спустились в тоннель в последний раз.
Розыск и поимка
Всё прошло гладко. Впрочем, оставалась одна задача - выбраться из Москвы, пока милицию не подняли по тревоге. На Площади Трёх Вокзалов беглецы, переодетые в гражданское, искали такси, предлагая в качестве оплаты магнитофон из личных вещей Железогло. И здесь подозрительную троицу приметил милиционер. Он потребовал документы и начал расспрашивать, откуда они. И здесь ранее уверенный и дерзкий Безотечество растерялся, сказав только, что он из Сибири. Железогло в свою очередь спокойно объяснил, что они с друзьями возвращаются из бани, назвал мнимый адрес. Оснований для задержания не было, но Безотечество привлёк внимание патрульного своей нервозностью. По совету Железогло он сперва отошёл подальше, затем бросился бежать. Им пришлось разминуться с товарищем. Эту версию позже неоднократно подвергали сомнению, считая, что Куликов и Железогло расправились с сообщником, однако подтверждений она не нашла.
В этот раз беглецы решили попытать счастья с водителями грузовиков, и один из них согласился принять в качестве оплаты магнитофон, и довёз их до Серпуховского района, где жила сестра Куликова. Она хотя и приняла беглецов, надолго у себя оставлять не захотела, и тем пришлось выкопать землянку в лесу и жить там.
Тем временем, в Москве все службы были подняты по тревоге - из камеры 76 блока смертников исчезло сразу трое заключённых. При детальном осмотре нашли и дыру в полу, и тайник. К поискам привлекли столичных диггеров, в том числе, и знаменитого Вадима Михайлова:
- Нам потребовался всего час, чтобы выйти на след сбежавших. Могу сказать, что это были профессионалы высочайшего класса. Путь от камеры до свободы занял всего лишь семьдесят метров. В день побега, выбравшись в коллектор, арестанты имитировали обвал, засыпав за собой проход. Поэтому милиционеры не могли напасть на их след так долго
![]() |
| Вадим Михайлов изучает маршрут беглецов |
Несмотря на предпринятые меры, долгое время беглецы оставались безнаказанными. Однако 27 сентября 2001 года, через три недели после побега, жители села Липицы Серпуховкого района сообщили, что в лесу скрываются двое подозрительных мужчин. Милиция решила задержать их немедленно. Поначалу без лишнего шума выяснили, что в Липицах живёт двоюродная сестра Куликова, затем в селе объявился и его родной брат, который не захотел покрывать своего родственника-уголовника.
Когда беглецы вышли к остановке, якобы для встречи с братом Куликова, они были оглушены светошумовой гранатой и арестованы. Больше им бежать не удалось, и после приговора за побег оба отправились в колонии особого режима.
![]() |
| Землянка, где скрывались преступники |
Неясной оставалась лишь судьба Бориса Безотечество. Впрочем, в мае 2003 его, наконец, задержали, взяв с поличным при попытке обокрасть сельмаг. Где он скрывался так долго, рецидивист не рассказал ни на следствии, ни в последующих интервью.
Разговорить удалось только Владимира Железогло уже в 2019 году в интервью спецкорру «Московского комсомольца» Еве Меркачёвой. Так, наконец, дело о самом дерзком побеге в истории Бутырки приоткрыло завесу тайны, развенчав многие мифы и кривотолки.
![]() |
| Владимир Железогло в «Белом Лебеде» |
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
.png)
Комментариев нет:
Отправить комментарий